Моника Лир (monika_lir) wrote in magritte_rene,
Моника Лир
monika_lir
magritte_rene

Categories:

О картине "Империя света"


"Империя света" (1954) Королевский музей изящных искусств. Брюссель

Янина Белошапкина


Картина была написана Магриттом в последнее десятилетие жизни, но сразу же стала едва ли не самой популярной его работа. Настолько популярной, что многие коллекционеры готовы были заплатить любые деньги, лишь бы иметь в своем собрании одну из ее реплик. Художник стремился тщательно выполнять пожелания заказчиков, к тому же приносившие ему немалый доход, и старательно писал многочисленные копии. Всего он создал шестнадцать (!) вариантов «Империи света» маслом и еще семь — гуашью.


"Счастливая случайность" (1939) Музей Бойманса ван Бенингема, Роттердам


Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру? При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Уютным светом горят окошки на втором этаже, одинокий фонарь дарит свой дружелюбный свет путнику, который мог бы оказаться здесь темной ночью. Казалось бы — обычный, вполне реалистический ноктюрн. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику.

Но верно ли это? Почему же тогда возникает смутное беспокойство, заставляющее зрителя все пристальнее вглядываться в картину? Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно — небо, вот в чем дело! Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. И это глубокой ночью! Только не спрашивайте, как это возможно, — ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады.


У выдающегося русского психолога Льва Выготского есть термин «противочувствие», обозначающий столкновение двух противоположностей, несоответствие между формой и содержанием, щекочущее нервы и обостряющее восприятие. Именно из этого конфликта возникает состояние, которое древние греки называли «катарсис» — очищение и возвышение души. Похоже, что искусство Магритта тоже обладает этим свойством.

Впрочем, сам художник объяснял свое произведение гораздо проще: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно — ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо — о дне. По моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией».

Кстати сказать, существует и обратный вариант, солнечный пейзаж под ночным небом — более ранняя картина «Божья гостиная», но по силе эмоционального воздействия она значительно уступает «Империи света». В ней пока еще не достигнута та удивительная легкость, не чувствуется та загадочность, что отличает «Империю света».


"Божья гостиная" (1948) Частная коллекция

Быть может, не так уж удивительно, что из всего огромного наследия Магритта наибольшей любовью пользовалась и пользуется именно эта картина? В ней нет сложных композиционных построений, нет изощренных знаков и символов, но есть чарующее сочетание таинственности и простоты, волнующее и очищающее душу.

Взято отсюда

Существуют похожие картины, созданные Магриттом на эту тему


"Империя света" (последняя картина Магритта - не завершена)


"Империя света II" (1950)





Tags: не картины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments